i

В начале этого года по стране разлетелась новость — у «повторника» конфисковали самую дорогую машину с момента вступления в силу нового закона. Речь шла не о легковом автомобиле, а о погрузчике Shantui, за рулем которого оказался рабочий стройфирмы. Дорогостоящую технику — ее оценили примерно в 53 тысячи долларов — конфисковали. Фактически без машины остался не водитель, не его фирма, а лизинговая компания, которой погрузчик и принадлежал. Onliner.by решил выяснить, какова обратная сторона конфискации. В компании считают: закон стоит дополнить, так как проблему пьянства за рулем переложили на собственников автомобилей.

Когда речь об ужесточении наказания для нетрезвых водителей только зашла, белорусы восприняли новость в общем с одобрением. Хотя уже тогда высказывалась мысль о том, что якобы новый закон в большей степени нацелен на пополнение бюджета, нежели на предотвращение «пьяных» ДТП. Как показали первые месяцы действия нового документа, число происшествий и задержанных нетрезвых водителей поначалу уменьшилось, но спустя какое-то время статистика почти вернулась к прежним цифрам. Должного эффекта нет, но автомобили продолжают конфисковывать. Причем у владельцев.

Для физических лиц нашли аргумент: «Не доверяйте свою машину тому, кто может сесть за руль выпившим». Для организаций же эта установка не подходит — слишком много потенциальных нарушителей, ничто не помешает сотруднику-водителю выпить после обязательного утреннего освидетельствования. Или до него — как и вышло в случае с Shantui. Сначала 33-летнего мужчину остановили в нетрезвом виде в октябре прошлого года, когда он был за рулем личной легковушки. Водительские права у него забрали. Но минчанин продолжал работать, пользуясь удостоверением тракториста-машиниста, пока его не задержали на следующий день после того, как он выпил (это был «остаточный эффект», как выразился сам мужчина). По словам осужденного, он ехал заправляться до начала рабочего дня, чтобы все успеть. Суд вынес вердикт: два года исправительных работ, лишение прав и спецконфискация погрузчика.

По факту основная финансовая ответственность легла на лизинговую компанию, которая передала Shantui в прошлом августе. «Мы можем предъявить убыток стройфирме, — говорит директор компании Андрей Кочергин. — И тут возможны несколько вариантов развития событий. Первый: добросовестный лизингополучатель выплачивает нам сумму и выставляет иск виновнику правонарушения. Второй: фирма понимает, что не сможет выплатить сумму (а Shantui — далеко не самая дорогая из имеющейся у нас техники, 50-тонный автокран, например, стоит около 300 тысяч), и объявляет себя банкротом. Третий: фирма не ликвидируется, полтора года мы будем судиться с ней, еще годика два она будет судиться с работником. И только через три года мы получим решение, а виновник начнет рассчитываться, причем будет делать это ближайшие лет 20. Либо попытается работать нелегально».

Помимо прочего, существующая конфискация ставит автовладельцев в неравные, несправедливые условия: один теряет, например, 4 тысячи долларов за какой-нибудь старенький Volkswagen, другой — 25 тысяч за свежий Mercedes. Хотя вина обоих одинакова. Законодательство не предусматривает для «повторников» никакой «вилки», то есть нет формулировки, скажем, «наказывается от штрафа до конфискации», которую можно найти во многих других статьях Уголовного кодекса. Только конфискация: без разбора нюансов, отягчающих и смягчающих обстоятельств. Допускается лишь одно исключение: транспортное средство выбыло из законного владения собственника помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

«Мы не одобряем пьянство за рулем, — подчеркивает Андрей Кочергин. — Просто хотим, чтобы наказание было персонифицированным. То есть чтобы ответственность ложилась не на собственника автомобиля, а на водителя. Легко смоделировать ситуацию, в которую может попасть каждый, чтобы в итоге оказаться без машины. Вы отдаете автомобиль на СТО, заполняете договор, в документах указано, что добровольно передаете станции на какое-то время свою собственность. Тем же вечером пьяный автослесарь выезжает из цеха за сигаретами. Его останавливают инспекторы — оказывается, повторно в течение года. Машину собираются конфисковать. Вы начинаете возмущаться: „При чем я к нарушению другого, незнакомого мне человека?“ А слесарь оправдывается, мол, выехал проверять тормозную систему. В договоре находите фразу „разрешаю ходовые испытания“, а в конце бумаги — вашу подпись. Потом будет суд, конфискация, и именно вам придется кому-то доказывать свою непричастность к нарушению и правоту. Все разбирательства лягут на ваши плечи. Ведь по букве закона владелец передал автомобиль не помимо своей воли. Таких ситуаций можно смоделировать немало».

За примером далеко идти не надо. Скоро состоится чемпионат мира по хоккею. Приедут туристы: как добропорядочные, так и не очень. Любой иностранец сможет взять напрокат машину и сесть за руль пьяным. У кого конфискуют автомобиль в случае повторности? У проката — конфискация как риск не считается страховым случаем. А водитель вернется на родину. Опять же реальное наказание постигнет не самого нарушителя.

«Закон перекладывает проблему пьяной езды и осуждения нетрезвых водителей на субъектов хозяйствования, — объясняет позицию руководитель лизинговой компании. — Справедливо было бы конфисковывать имущество лица, совершившего преступление. Нет машины — работай на государство на «химии», плати штраф. Причем желательно, чтобы эта сумма была фиксированной, для уравнивания (о чем говорилось выше). И мы не учитываем психологический фактор: вдруг обвиняемый, который понимает, что никогда не рассчитается за конфискованную машину в 300 тысяч долларов, начнет скрываться, сопьется или, чего хуже, что-нибудь с собой сделает. Получается, его оставшаяся жизнь фактически превратится в выплату долга. Конечная цель судебной системы — поставить преступника на путь исправления — в таком случае теряется».

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

Статья Onliner.by