Шиманович Кирилл
Юрист-лицензиат

 

Умер Лизингополучатель, что дальше?

            Финансовая аренда (лизинг) в Республике Беларусь приобретает все большую популярность. И если раньше таким финансовым инструментом пользовались исключительно юридические лица, то сегодня, после внесения изменений в законодательство, регулирующее отношения в области лизинга, воспользоваться последним могут и физические лица Республики Беларусь. Поскольку для Республики Беларусь участие физического лица в качестве стороны договора финансовой аренды (лизинга) все еще является новацией, возникает ряд интересных моментов при взаимоотношениях физического лица  (Лизингополучателя) и лизинговых организаций (Лизингодателей), которые не нашли своего отражения в нормативно-правовых актах, регулирующих финансовую аренду:

            -Кто должен быть правопреемником умершего Лизингополучателя?

            -Прекращает ли договор лизинга свое действие в результате смерти Лизингополучателя?

            -Являются ли лизинговые платежи, уплаченные Лизингополучателем по договору лизинга частью наследственного имущества после его смерти?

            -Обязан ли Лизингодатель осуществлять возврат ранее уплаченных лизинговых платежей наследникам Лизингополучателя?

            Ответы на эти вопросы попробуем дать в настоящей статье.

            Согласно ст.636 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору финансовой аренды (лизинга) (далее – договор финансовой аренды) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование. Договор лизинга является двусторонней сделкой. У Лизингодателя возникают обязанность приобрести предмет лизинга и передать его в пользование Лизингополучателю, а после уплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости передать право собственности на предмет лизинга, и право на получение лизинговых платежей от Лизингополучателя. В свою очередь Лизингополучатель исполняет обязанности по уплате лизинговых платежей Лизингодателю и имеет право требования на получение, и владение предметом лизинга, а после уплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости право на получение права собственности на предмет лизинга. Таким образом, если все стороны соблюдают условия договора лизинга, то по его окончанию предмет лизинга переходит в собственность Лизингополучателя, а Лизингодатель получает возмещение своих инвестиционных затрат, связанных с приобретением имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, и исполнением договора лизинга  + свое вознаграждение.

            Но что происходит, если Лизингополучатель — физическое лицо умирает до окончания договора лизинга?

  Согласно ст.388 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательство прекращается смертью гражданина, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Законодательством, регулирующим лизинговую деятельность, не определен специальный порядок, в рамках которого можно было бы определить действия участников отношений, вытекающих из заключенного договора лизинга, в ходе наследования имущества Лизингополучателя, в том числе прав и обязанностей по договору лизинга. В связи с этим, можно предположить, что применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего наследственное право. Часть 1 ст.1031 Гражданского кодекса Республики Беларусь говорит, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизмененном виде как единое целое и в один и тот же момент (универсальное правопреемство), если из Кодекса и иных законов не вытекает иное. В состав наследства, согласно ч.1 ст.1033 Гражданского кодекса Республики Беларусь входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью. Согласно ч.2 ст.1033 Гражданского кодекса Республики Беларусь не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя:

1) права членства (участия) в коммерческих и других организациях, являющихся юридическими лицами, если иное не установлено законом или учредительными документами;

2) право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью;

3) права и обязанности по алиментным обязательствам;

4) права на пенсии, пособия и другие выплаты на основании законодательства о труде и социальном обеспечении;

          5) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

            Таким образом, права и обязанности по договору лизинга после смерти Лизингополучателя не исключаются из состава наследства. Более того они не связаны с личностью Лизингополучателя и могут быть реализованы без его непосредственного участия, а значит, обязательства по договору лизинга не могут быть автоматически прекращены на основании ст.388 Гражданского кодекса Республики Беларусь, соответственно договор лизинга продолжает свое действие. Ввиду отсутствия в законодательстве, регулирующих лизинговую деятельность норм, непосредственно регулирующих вопросы правопреемства по договору лизинга движимого имущества в результате смерти Лизингополучателя, воспользуемся правом применить аналогию закона, предоставленного нам ст.5 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Поскольку финансовая аренда (лизинг) это разновидность аренды, то логично будет применить к нашей ситуации аналогию действий, указанных в ст.588 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а именно п. 2 данной статьи, согласно которой, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное. В связи с этим делаем вывод о том, что в случае смерти Лизингополучателя договор лизинга автоматически не прекращает свое действие. Более того, поскольку при смерти Лизингополучателя — наследодателя, все права и обязанности по договору лизинга переходят к его наследникам, соответственно обязанности по внесению лизинговых платежей возникают непосредственно у них.

            Что касается судьбы платежей, уплаченных Лизингополучателем до своей смерти, то раз договор лизинга продолжает свое действие, то о возврате лизинговых платежей не может быть и речи. Лизинговые платежи согласно действующему законодательству могут быть возвращены только в случае прекращения договора лизинга ввиду ненадлежащего его исполнения Лизингодателем (п.21 Правил осуществления лизинговой деятельности), во всех иных случаях, лизинговые платежи возврату не подлежат. Отсюда появляется ответ на вопрос, а будут ли лизинговые платежи, уплаченные наследодателем лизингодателю, являться частью наследственного имущества. Поскольку договор лизинга продолжает действовать, в рамках норм законодательства, указанных выше, то и лизинговые платежи не могут являться частью наследственного имущества. Такие платежи теоретически могли бы быть включены в состав наследства, но только в случае, как мы и указывали ранее, недобросовестного исполнения лизингодателем договора лизинга и его расторжения по данному основанию.

            Это подтверждается и судебной практикой. Районным судом г. Минска было рассмотрено исковое заявление одного из наследников Лизингополучателя о взыскании солидарно с Лизингодателя, и наследников, уплаченных ранее Лизингополучателем, а после смерти его поручителем в счет возмещения стоимости предмета лизинга платежей. Районным судом на основании ст.ст.388, 588, 1031, 1033, было установлено, что поскольку договор лизинга после смерти Лизингополучателя не прекращает свое действие, а права и обязанности переходят к наследникам Лизингополучателя в полном объеме, то у истца отсутствуют правовые основания на получение платежей, уплаченных ранее Лизингополучателем и поручителем Лизингодателю. Правильность решения районного суда г. Минска, было подтверждено апелляционной инстанцией Минского городского суда.

            Обратим внимание на еще один момент. Так как у наследников появляются обязанности по уплате лизинговых платежей, логично возникновение вопроса, в каком размере должны быть этим платежи? По нашему мнению, учитывая, что в нашем случае предмет лизинга в собственности Лизингодателя, а не Лизингополучателя, права и обязанности по договору лизинга возникают у наследников лишь после получения свидетельства о праве на права и обязанности по договору лизинга и подписания дополнительного соглашения с Лизингодателем. Соответственно и размеры платежей должны быть распределены между сторонами в равных долях. Каким будет порядок уплаты, кто будет платить данные платежи стороны должны определить между собой в рамках отдельного соглашения. Считаем правильным, заключение сторонами дополнительного соглашения к договору лизинга, в котором необходимо в обязательном порядке определить размеры платежей, подлежащих уплате каждым из наследников или уполномоченным наследниками лицом, а также ответственность сторон за неисполнение своих обязанностей по договору лизинга и дополнительному соглашению.

            В случае отказа одного из наследников от подписания такого соглашения, считаем, что Лизингодатель вправе:

— подписать дополнительное соглашение с наследником, который согласен взять на себя права и обязанности по договору лизинга, соответственно после полного их исполнения права собственности на предмет лизинга переходит на этого наследника, а наследники, отказавшиеся от своих прав, лишаются возможности требовать перевода права собственности на предмет лизинга на себя;

– расторгнуть договор лизинга ввиду отказа второй стороны от его надлежащего исполнения. В этом случае предмет лизинга подлежит изъятию из владения наследников (одного из наследников).

            На основании вышеизложенного, учитывая интерес физических лиц к лизингу, и с целью защиты прав Лизингодателя и Лизингополучателя (его наследников), а также исключения возникновения судебных расходов у сторон договора лизинга, можно посоветовать законодателю отрегулировать вопросы правопреемства, возникающие в результате смерти Лизингополучателя и включить в Правила осуществления лизинговой деятельности дополнительную главу,  в которой будут разрешены следующие моменты:

—     порядок перехода прав и обязанностей по договору лизинга к наследникам;

— порядок оформления дополнительного соглашения между лизингодателем и наследниками лизингополучателя;

—   определения процедуры и размера уплаты лизинговых платежей каждым из наследников и последствий их несоблюдения;

—     последствия отказа сторон от подписания дополнительного соглашения.

            Помимо прочего, предлагаем п.2 ст.588 Гражданского кодекса Республики Беларусь изложить в новой редакции: “2. В случае смерти гражданина, арендующего имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное”.