Кирилл Шиманович
Лицензия Министерства Юстиции Республики Беларусь
на оказание юридических услуг
№02240/0069964 от 01 июля 2010 г.
Директор СООО «ИНТЕРКОНСАЛТЛИЗИНГ»

     

 

ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЛИЗИНГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

В настоящее время финансовая аренда (лизинг) является широко распространённым видом правоотношений в экономике Республики Беларусь и имеет соответствующее правовое регулирование. Нормативно-правовая база, регламентирующая отношения лизинга, достаточно обширна и регулирует большое количество вопросов, возникающих при его осуществлении.

Подбор документов, упомянутых в настоящей статье, делался исходя из степени их актуальности, значимости с точки зрения практического применения при осуществлении лизинговых сделок и возможного интереса для их субъектов. В него не вошел ряд писем и разъяснений, изданных в различное время министерствами и ведомствами Республики Беларусь, и дублирующими содержание ниже приведенных документов, либо касающихся отдельных вопросов их применения. Основные  документы из приведенного перечня содержат краткий комментарий относительно их содержания в части, непосредственно касающейся лизинга. В первую очередь рассмотрены документы, имеющие отношение к внутреннему лизингу, затем документы, регулирующие международный лизинг.

1.     НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ВНУТРИРЕСПУБЛИКАНСКОМУ ЛИЗИНГУ.

1.1.Общие нормативно-правовые акты

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (в ред. От 28.08.2012 г.) (именуемый далее – Гражданский кодекс).

В настоящем нормативно-правовом акте существует параграф «Финансовая аренда (лизинг)», являющийся частью главы Аренда. Так в ст.636 Гражданского кодекса дается понятие договора финансовой аренды. Согласно данной статье, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика).

Кроме того, в данном параграфе дается понятие предмета договора лизинга, а также рассматриваются общие вопросы, связанные с передачей предмета лизинга, рисками случайной гибели либо порчи предмета лизинга, ответственностью продавца (поставщика) предмета лизинга. Отметим, что вопросы, не урегулированные параграфом Гражданского кодекса Республики Беларусь о финансовой аренде (лизинге), регулируются общими нормами, предусмотренными главой 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Аренда», если иное не установлено законодательством.

Вторым важным нормативно-правовым актом является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865, утвердившее новое Положение о лизинге (именуемое далее – Постановление от 4 июня 2010 г. №865).  Отличительной особенностью данного нормативно-правового акта является его новизна. Оно заменило ранее действовавшее на протяжении многих лет Постановление Совета Министров от 31.12.1997 г. №1769. Постановление от 4 июня 2010 г. № 865 является полностью новым нормативно-правовым актом в области лизинга и по сравнению с Постановлением Совета Министров от 31.12.1997 г. № 1769 регулирует правоотношения, возникающие между субъектами лизинговых сделок более широко. Так в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865 даются понятия контрактной стоимости предмета лизинга, срока лизинга, цены договора лизинга, финансового лизинга, оперативного лизинга, сублизинга, а также возвратного лизинга, упоминания про который в Постановлении Совета Министров от 31.12.1997 г. №1769 не было. В постановлении приводится перечень существенных условий договора лизинга, который по сравнению с Постановлением от 31.12.1997 г. № 1769 существенно сокращен. В Постановлении от 4 июня 2010 г. № 865 упоминается о взаимоотношениях Лизингодателя и Лизингополучателя, вопросы сохранности имущества, рисков случайной гибели имущества, общие вопросы по амортизации предмета лизинга, а также иные вопросы, возникающие при реализации договора лизинга. В преамбуле к Постановлению от 4 июня 2010 г. № 865 сказано, что отношения по передаче имущества по договору лизинга регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Положением, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, иным законодательством, принятым в соответствии с ними. Поэтому Лизингодатели, Лизингополучатели должны в первую очередь руководствоваться Гражданским кодексом Республики Беларусь, данным Положение о лизинге и иными актами, принятыми в соответствии с ними, которые мы рассмотрим ниже.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.10.2013 г.  N 450 «О некоторых вопросах реализации транспортных средств на условиях финансовой аренды (лизинга)». Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения в области лизинга, возникающие при передаче такого предмета лизинга, как транспортные средства отечественного производства. Указ регулирует отношения по передаче по договорам финансовой аренды (лизинга) организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь транспортных средств отечественного производства, приобретаемых лизингодателями – юридическими лицами Республики Беларусь у производителей-резидентов Республики Беларусь, имеющих среднесписочную численность работников на 01.01.2013 г. более 20 тыс. человек Предусматривает возможность возмещения лизингодателям за счет средств республиканского бюджета части процентов за пользование кредитами, полученными лизингодателями в банках для приобретения указанных транспортных средств. Устанавливается срок, в течение которого выплачивается такое возмещение, его размеры, а также предел вознаграждения лизингодателей.

Указ № 116 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 октября 2013 г. № 450».  Данный Указ  распространил действие Указа № 450 на транспортные средства, приобретаемые в 2015 г. и внес коррективы в размер предельного вознаграждения лизингодателй по договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемые в рамках данного Указа, предусмотрев его в размере 2 процентов годовых.»

 

1.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы бухгалтерского и налогового учета

 

Налоговый кодекс (Особенная часть) от 29.12.2009 N 71-З (ред. от 04.01.2012) (именуемый далее – Налоговый кодекс (Особенная часть)). Данный нормативно-правовой акт является кодифицированным нормативно-правовым документом, в свое время объединившим большое количество законов Республики Беларусь и иные нормативно-правовые акты, по различным вопросам, связанным с уплатой в бюджет налогов, пошлин, акцизов. В данном документе есть и положения, которые необходимо учитывать при осуществлении лизинговых операций. Рассмотрим данные положения.

Налог на добавленную стоимость. Согласно ст.93 Налогового кодекса (Особенная часть), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю. Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)) находящегося в государственной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса, при которой полученные суммы арендной платы подлежат перечислению в доход бюджета, согласно п.2.2. ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), а также обороты по возмещению арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа).

Данное положение распространяется также на обороты по возмещению арендатору (лизингополучателю) арендодателем (лизингодателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), согласно п.2.12.2 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть). Выделение арендодателем (лизингодателем) арендатору (лизингополучателю), а также арендатором (лизингополучателем) арендодателю (лизингодателю) сумм налога на добавленную стоимость при предъявлении к возмещению стоимости работ (услуг) в соответствии с подпунктом 2.12.2 пункта 2 статьи 93 настоящего Кодекса производится при указании соответственно арендодателю (лизингодателю), а также арендатору (лизингополучателю) этих сумм налога на добавленную стоимость продавцами таких работ (услуг) в первичных учетных документах.

 Освобождаются от уплаты НДС, согласно ст.94 п.1.27 Налогового кодекса (Особенная часть), обороты, связанные с реализацией транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров производителями — резидентами Республики Беларусь в целях дальнейшей передачи указанных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется также на обороты по передаче на территории Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, лизингодателем лизингополучателю транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров по договорам финансовой аренды (лизинга) (включая расходы, возмещаемые лизингодателю лизингополучателем, предусмотренные договором финансовой аренды (лизинга)). Также освобождаются от уплаты НДС обороты по реализации товаров собственного производства продавцом — налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем — налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа. Для этого Продавцу необходимо представить документы, изложенные в п. 1.44 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).  Моментом сдачи (передачи) предмета в аренду (финансовую аренду (лизинг)) признается последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой сдаче (передаче), но не ранее даты фактической передачи объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю).  Обратим внимание на то, что при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства — члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, ставка НДС будет равняться 0%.

При приобретении предметов лизинга по договорам финансового лизинга на территории Республики Беларусь, суммы налога на добавленную стоимость в части контрактной стоимости предмета финансового лизинга, принимаются у плательщиков к вычету в порядке, установленном для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам. Вычет налога на добавленную стоимость лизингополучателем, определяющим момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса (Особенная часть), производится исходя из момента получения предмета лизинга, определенного в соответствии с пунктом 11 статьи 100 Налогового кодекса (Особенная часть).

Вычет НДС по полученным предметам лизинга производится на основании договора и расчетных документов арендатора (лизингополучателя) или первичных учетных документов, предъявленных арендодателем (лизингодателем), в которых указаны сумма и ставка налога на добавленную стоимость. По договорам аренды (финансовой аренды (лизинга)) предъявленные и подлежащие вычету суммы налога на добавленную стоимость в иностранной валюте определяются в белорусских рублях исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Национальным банком Республики Беларусь на последнее число определенного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж).

По договорам финансового лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, предъявленные и подлежащие вычету суммы налога на добавленную стоимость в части контрактной стоимости предмета финансового лизинга определяются в белорусских рублях исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия на учет предмета лизинга, и рассчитываются от соответствующей суммы денежных обязательств в иностранной валюте или эквивалента в иностранной валюте. При приобретении объектов аренды (финансовой аренды (лизинга)) у организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь, уплаченные арендатором (лизингополучателем) при ввозе объектов аренды (финансовой аренды (лизинга)) суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету у арендатора (лизингополучателя) после получения объекта аренды (финансовой аренды (лизинга)).

По вопросу связанному с порядком применения в 2010 году ставок НДС в размере 18 и 20 процентов в отношении лизинговых операций, по которым предмет лизинга был передан лизингополучателю до 1 января 2010 г. обратимся к письму МНС от 12.02.2010 г. № 2-1-9/10319, в котором сказано, что по лизинговым операциям, при которых объект лизинга был отгружен лизингополучателю до 01.01.2010, как по договорам лизинга с правом выкупа, так и без права выкупа, в отношении  контрактной стоимости   объекта  лизинга   применяется   ставка   НДС   в размере 18 %, а в отношении разницы между размером лизингового платежа и частью платежа, приходящейся на контрактную стоимость, ставка НДС в размере 20 процентов. При этом лизингодатель уплачивает в бюджет, а лизингополучатель берёт к вычету в отношении контрактной стоимости объекта лизинга суммы НДС, рассчитанные по ставке НДС в размере 18 процентов, а в отношении разницы между размером лизингового платежа и частью платежа, приходящейся на контрактную стоимость, суммы НДС, рассчитанные по ставке НДС в размере 20 процентов.

Если же плательщик применяет ставку НДС в размере 20 процентов в отношении лизинговых платежей, приходящихся на периоды с 01.01.2010 г., по объектам лизинга, переданным лизингополучателю до 01.01.2010, то у налогового органа нет правовых оснований для отказа в применении вышеуказанной ставки налога. При этом лизингодатель уплачивает в бюджет, а лизингополучатель принимает к вычету в отношении контрактной стоимости объекта лизинга суммы НДС, рассчитанные по ставке НДС в размере 20 процентов, и в отношении разницы между размером лизингового платежа и частью платежа, приходящейся на контрактную стоимость суммы НДС, также рассчитанные по ставке НДС в размере 20 процентов. Кроме того, в данном письме дается пояснение о выписке первичных учетных документов, на основании которых у лизингополучателя осуществляется вычет НДС по лизинговым операциям, а также об определении налоговой базы для уплаты НДС, при уплате лизинговых платежей в иностранной валюте.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 2-1-9/12911 от 05.12.2011 г. дает разъяснения по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении контрактной стоимости транспортных средств, включенных в приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 24.11.2005  г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» (с изм. и дополнениями), и реализуемых по договорам финансового лизинга в белорусских рублях,

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 2-1-9/БЕ93 от 20.02.2012 г. разъясняет порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении контрактной стоимости транспортных средств, включенных в приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 при реализации предметов лизинга за иностранную валюту по договорам финансового лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, а также случаи применения особого порядка определения налоговой базы НДС в соответствии с положениями Указа № 546.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в ответ на обращение Ассоциации лизингодателей Республики Беларусь №5-10/АС-01 от 26.02.2013 г.

Разъясняется, что при передаче транспортного средства по договору лизинга с правом выкупа (финансовый лизинг) налоговая база в части контрактной стоимости, определяется согласно нормам Указа №546, в остальной части лизингового платежа — применяется общеустановленная ставка налогообложения. При расторжении договора и возврате объекта лизинга по договорам, предусматривающим выкуп объекта, у лизингодателя не происходит реализации объекта. В случае если денежные средства лизингодателем не возвращаются, то лизингодателю согласно пункту 11 ст.103 НК следует пересчитать налоговую базу без учета особенностей, установленных Указом №546 и произвести исчисление сумм НДС.

При реализации возвращенного объекта лизинга налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость исчисляется с учетом особенностей установленных нормами Указа 546, а именно, как разница между ценой реализации с учетом налога на добавленную стоимость и ценой приобретения этих транспортных средств.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 4-2-19/10874 от 04.04.2011 г. дает разъяснения по отражению в учете лизингодателя доходов и расходов при сдаче имущества в финансовую аренду (лизинг) и определению налоговой базы НДС по договорам лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте.

Разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 2-1-9/АС — 1820 от 04.01.2013 г. В данном документе дается разъяснение по вопросам необходимости оформления товарно-транспортных (товарных) накладных при передаче предмета лизинга в лизинг и связанных с этим вопросов принятия к зачету НДС лизингополучателями.

Глава 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), регулирует вопросы расчетов, уплаты, даты определения уплаты акцизов. Плательщиками акцизов по подакцизным товарам, переданным в аренду (финансовую аренду (лизинг)) на территории Республики Беларусь с правом выкупа, признается — арендодатель (лизингодатель), а по подакцизным товарам, переданных в аренду (финансовую аренду (лизинг)) за пределами территории Республики Беларусь, — арендатор (лизингополучатель), осуществивший ввоз такого объекта аренды (финансовой аренды (лизинга)) на территорию Республики Беларусь.

При передаче подакцизных товаров по договору аренды (финансовой аренды (лизинга)) момент фактической реализации подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период соответственно день такой передачи.

Глава 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), рассматривает порядок расчетов и уплаты налога на прибыль. Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества относятся  к внереализационным доходам. Такие доходы отражаются в налоговых периодах, определяемых в соответствии с учетной политикой организации. Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) определяются в сумме лизинговых платежей, включающих сумму вознаграждения лизингодателя и возмещаемые в соответствии с законодательством расходы лизингодателя, а также в сумме расходов лизингодателя, не включенных в состав лизинговых платежей, но подлежащих возмещению в соответствии с условиями договора.

В свою очередь расходы по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества относятся к внереализационным расходам. Такие расходы отражаются на дату отражения соответствующих доходов от сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), учитываемых в порядке, определенном подпунктом 3.15 пункта 3 статьи 128 Налогового Кодекса Особенная часть.

 Состав расходов по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) определяется с учетом положений статей 130 и 131 настоящего Кодекса.

Отметим, что прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества освобождается от налогообложения.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.05.2010 № 2-2-3/2335 разъясняет вопросы, связанные с исчислением налога на прибыль при совершении арендных (лизинговых) операций.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.01.2011 № 4-2-19/6430 разъясняет вопросы, связанные с определением налоговой базы по НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга по договорам лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, а также ряд вопросов, связанных  с определением расходов и доходов у субъектов лизинговой сделки для целей налогового учета.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 2-2-9/12880 от 19.12.2011 разъясняет вопросы, касающиеся определения затрат. В нем, в частности, указано, что расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для расчетов по обязательствам, связанным с приобретением предмета лизинга (расчеты с поставщиком предмета лизинга, погашение основного долга и уплата процентов по кредиту, полученному для приобретения предмета лизинга), в том числе суммы разницы между курсом покупки и курсом Национального банка на момент покупки, после ввода (передачи) предмета лизинга, учитываются в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете указанные расходы участвуют в формировании стоимости приобретенных активов.

 

 

В главе 15 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) изложены особенности исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства на территории Республики Беларусь.

Доходы, получаемые иностранной организацией, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство от сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) находящимся на территории Республики Беларусь, являются объектами налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Данные организации уплачивают налог по ставке 15%, согласно п.1 ст.149 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, то есть налоговыми агентами.

Рассмотрим главу 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), в которой прописаны положения, связанные с уплатой и исчислением налога на недвижимость.

Согласно ст.184 Налогового кодекса Особенная часть плательщиками налога на недвижимость  по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями:

в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у белорусских организаций, признается организация, у которой эти капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находятся на балансе по условиям договора финансовой аренды (лизинга);

в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у организации, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организации-лизингодателя, плательщиком признается индивидуальный предприниматель-лизингополучатель.

Налоговая база налога на недвижимость в отношении зданий, сооружений, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), определяется исходя из стоимости таких зданий, сооружений, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), но не менее стоимости этих зданий, сооружений, машино-мест, определенной исходя из их оценки:

2.1. по оценочной стоимости зданий, сооружений, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

2.2. указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) зданий, сооружений, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;

2.3. произведенной в ином порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В главе 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) прописаны положения, определяющие такой режим налогообложения как упрощённая система налогообложения. При осуществлении лизинговых операций объектом налогообложения при упрощённой системе налогообложения будут являться сумма арендной платы (лизинговых платежей), а также сумма возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), полученные от сдачи предметов аренды (лизинга). Если лизингодатели применяют данную систему налогообложения, то для исчисления налога они должны руководствоваться ставками, размеры которых предусмотрены п.1. ст.289 Налогового кодекса (Особенная часть). В случае если местом нахождения лизингодателя является сельская местность, либо населенные пункты, перечисленные в Приложении 24 к Налоговому кодексу. Особенная часть,  то размеры ставок установлены п.2 ст.289  Налогового кодекса (Особенная часть). Стоит отметить, что существует исключение для предметов лизинга – недвижимого имущества. Ставки, перечисленные в п.2 ст.289 Налогового кодекса (Особенная часть), не применяются в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) недвижимого имущества, расположенного вне населенных пунктов и территорий, определенных частью 1 п.2 ст. 289 Налогового кодекса (Особенная часть), а также движимого имущества юридическим и (или) физическим лицам с местом нахождения (жительства) вне этих населенных пунктов.

Все вышеизложенное по Налоговому кодексу (Особенная Часть) является той базой, которой должны руководствоваться субъекты лизинговых правоотношений, при исчислении и уплате налогов в бюджет Республики Беларусь.

Следующий нормативно-правовой акт, который представляет интерес при осуществлении лизинговой деятельности — Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 г. №75 (в ред. от 02.07.2010 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций». Данный документ является одним из тех нормативно-правовых актов, которым пользуются бухгалтера при бухгалтерском учете лизинговых операций. Инструкция устанавливает единый порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

 Инструкция состоит из 4 глав. Первые 3 главы Инструкции рассматривают общие вопросы бухгалтерского учета лизинговых операций, а также вопросы бухгалтерского учета, как у Лизингодателя, так и Лизингополучателя.  Глава 4 данной Инструкции посвящена особенностям отражения суммовых и курсовых разниц в бухгалтерском учете лизингодателя и лизингополучателя.

Письмо Министерства финансов Республики Беларусь № 15-1-15/123 от 10.03.2011 г. разъясняет вопросы, касающиеся отражения в бухгалтерском учете лизингодателя задолженности по лизинговым платежам, выраженным в белорусских рублях эквивалентно суммам в иностранной валюте.

Письмо Министерства финансов Республики Беларусь № 15-1-15/285 от 19.05.2011 г. разъясняет вопросы, касающиеся отражения в бухгалтерском учете лизингодателя разницы между первоначальной и контрактной стоимостью предмета лизинга, когда лизингополучателем осуществляется возврат предмета лизинга.

Письмо Министерства экономики Республики Беларусь №1 8-03-16/8704 от 24.10.2011 г. о применении при бухгалтерском учете лизинговых операций положений пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2011 г. № 704 «О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте», предусматривающим предоставление права коммерческим организациям относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте, на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.

 Для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих лизинговые операции, существует отдельная Инструкция, утвержденная Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь №160 от 27 июня 2006 г.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2013). Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее — Инструкция) определяет условия регулирования процесса их воспроизводства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — организации, если не указано иное) в деятельности путем осуществления амортизационных отчислений в установленные сроки с применением установленных способов и соответствующих правил. Поскольку предметами договоров лизинга являются в большинстве своем основные средства, то данная инструкция регулирует и порядок начисления амортизации на предметы лизинга, относящиеся к основным средствам. Отметим, что Инструкция оперирует вместо понятия предмет лизинга, понятием объект лизинга. Поэтому при анализе положений настоящей инструкции будем упоминать именно объект лизинга (подразумевая под ним предмет лизинга в понятии предмета лизинга, указанного в Гражданском кодексе), с целью исключения путаницы в определениях.

Глава 5 вышеназванной инструкции установила порядок осуществления амортизационных отчислений в условиях аренды и лизинга.  В соответствии с настоящей Инструкцией амортизационные отчисления по объекту лизинга производятся ежемесячно, в течение срока действия договора лизинга лизингополучателем либо лизингодателем, в зависимости от принятых в соответствии с условиями договора способами и методами, исходя из амортизируемой стоимости объекта лизинга, размеров и периодичности перечисления лизинговых платежей, установленных договором лизинга, независимо от формы лизинга, за исключением случаев, установленных пунктом 54 настоящей Инструкции. Индивидуальные предприниматели также начисляют амортизацию в соответствии с условиями договора лизинга.

Начисление амортизации по объектам лизинга начинается с месяца их ввода в эксплуатацию лизингополучателем. Если договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию, амортизационные отчисления в соответствии с графиком лизинговых платежей относятся на расходы будущих периодов и включаются в затраты (операционные, внереализационные расходы) в месяце ввода объекта лизинга в эксплуатацию. Амортизируемая за срок действия договора стоимость объекта лизинга устанавливается с учетом требований законодательства, по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем договором. При этом за срок действия договора, как лизингодатель, так и лизингополучатель имеют право производить начисление амортизации в сумме, не превышающей разницу между контрактной стоимостью объекта лизинга и его выкупной (остаточной) стоимостью, определяемой условиями договора. Если условиями договора лизинга на период его действия размеры амортизационных отчислений по объекту лизинга не определены, то амортизация начисляется линейным способом исходя из нормативного срока службы. Амортизация по отдельным объектам лизинга начисляется следующими способами:

по предметам интерьера (включая офисную мебель), предметам для отдыха, досуга и развлечений, легковым автомобилям (кроме автомобилей, относимых к специальным, и автомобилей, используемых для услуг такси) — начисляется линейным способом;

по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — начисляется исходя из срока полезного использования, установленного в диапазоне от нормативного срока службы, в соответствии с пунктом 17 Инструкции, уменьшенного на срок фактической эксплуатации, до 1/5 указанной разницы, но не менее трех лет.

При невозможности выделения амортизируемой стоимости предмета лизинга по договору международного лизинга амортизация начисляется от контрактной стоимости предмета за вычетом выкупной стоимости.

При сдаче в лизинг объектов основных средств (в том числе предприятия как имущественного комплекса или его части) амортизационные отчисления от их стоимости производятся в следующем порядке:

При нахождении объектов на балансе у лизингодателя, на учете у индивидуального предпринимателя,  амортизационные отчисления включаются: лизингодателем — в состав затрат на производство, расходов на реализацию, прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов;

лизингополучателем — в состав затрат на производство, расходов на реализацию, расходов индивидуального предпринимателя как часть лизингового платежа, подлежащего перечислению лизингодателю.

При нахождении объектов на балансе (на учете у индивидуального предпринимателя) у арендатора (лизингополучателя), то тогда амортизационные начисления арендодателем не начисляются, а лизингополучателем — включаются в состав затрат на производство или расходов на реализацию, расходов индивидуального предпринимателя.

Капитальные затраты, осуществленные арендатором (лизингополучателем), изменяющие их стоимость, подлежащим по истечении договора аренды (лизинга) возврату арендодателю (лизингодателю), возмещаются арендодателем (лизингодателем) на условиях договора аренды (лизинга), либо лизингополучателем путем ежемесячного начисления по ним амортизации на условиях договора лизинга в соответствии с Инструкцией. Если договором соответствующее возмещение не предусмотрено, недоамортизированная стоимость неотделимых улучшений на дату окончания срока договора аренды (лизинга) включается арендатором (лизингополучателем) в состав операционных расходов.

В случае возврата объекта лизинга амортизационные отчисления по нему лизингодателем не производятся в течение 12 месяцев, начиная с месяца возврата объекта (или иного срока в пределах 12 месяцев, если объект не используется для собственных нужд лизингодателя). По истечении этого срока амортизационные отчисления производятся лизингодателем ежемесячно, исходя из установленных нормативных сроков службы, линейным способом с включением в состав прочих расходов по текущей деятельности.

Дополнением к вышеперечисленной Инструкции является Письмо Министерства экономики Республики Беларусь №18-03-16/9288 от 15.11.2011 г. о начисления амортизации. В нем даются ответы на различные вопросы по порядку начисления амортизации.

Постановление Министерства финансов №26 от 30.04.2012 г., утвердившее Инструкцию по бухгалтерскому учету основных средств и Постановления Министерства финансов Республики Беларусь №25 от 30.04.2012 г., которое утвердило целый ряд инструкций по бухгалтерскому учету, среди которых: «Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов», «Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях», «Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации», «Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости».

«Инструкция по бухгалтерскому учету объектов основных средств в бюджетных организациях» утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2102 г. № 60. Устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации о поступлении, выбытии и перемещении объектов основных средств, определяет порядок организации бухгалтерского учета объектов основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в бюджетных организациях.

Учитывая, что основные средства являются преобладающим предметом лизинга, их учет должен вестись в соответствии с положениями данных  инструкций.

Кроме того, нужно обратить внимание на разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь № 15-1-15/44/756 от 04.01.2013 г. по вопросам, связанным с созданием резервов по сомнительным долгам по дебиторской задолженности лизингополучателей по договорам финансовой аренды (лизинга), признанной сомнительной.

1.3.Нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения между субъектами лизинговых сделок при использовании ими иностранной валюты для расчетов.

 

«Об обязательной продаже иностранной валюты» Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 452 (ред. от 21.06.2012). Регулирует вопросы, связанные с обязательной продажей иностранной валюты. В данном указе есть особенности, имеющие отношение к выручке (лизинговым платежам) в иностранной валюте. По выручке (лизинговым платежам) в иностранной валюте, перечисляемой на специальный счет в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления на счет в целях аккумулирования денежных средств для направления их на погашение задолженности в иностранной валюте по кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства, а также для целей уплаты лизинговых платежей обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется. Кроме того, лизинговые платежи в иностранной валюте, полученные лизингодателем — резидентом от лизингополучателя — резидента в рамках разрешения Национального банка Республики Беларусь, данного в письме Национального Банка Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. N 31-15/112, не признаются выручкой в том смысле, в каком она понимается в данном Указе, а соответственно обязательная продажа по полученным суммам не осуществляется.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 N 112 в (ред. от 17.10.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В данной инструкции есть положение, разрешающее резиденту Республики Беларусь приобретать иностранную валюту для расчетов по сделкам, заключенным с нерезидентом, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг) (п.20.6 вышеназванной Инструкции).

Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 21.06.2012 г. N 31-12.164. Разрешает субъектам валютных операций — резидентам покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке  Республики Беларусь для расчетов с резидентами по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, исполнение обязательств по которым начато до 01.07.2012 г., при условии, что объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.

Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 21.06.2012 г. N 31-12.165.

Разрешает субъектам валютных операций – резидентам покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, заключенным с резидентами на срок свыше 1 года при условии, что объект лизинга был приобретен (получен) лизингодателем за счет кредитов, займов в иностранной валюте (в том числе коммерческих, полученных от нерезидентов.

Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 06.06.2013 г. N 31-12.136.

Разрешает субъектам валютных операций – резидентам покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, заключенным с субъектами валютных операций – резидентами на срок свыше 1 года, при условии, что объект финансовой аренды (лизинга) импортного производства был полностью или частично приобретен (получен) лизингодателем за счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых банками Республики Беларусь.

Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 09.12.2013 г. N 31-15.322.

Отменяет разрешения на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга), данные письмами Национального Банка Республики Беларусь от 21.06.2012 г. N 31-12.165. и от 06.06.2013 г. N 31-12.136. Данным письмом Национальный банк разрешает субъектам валютных операций-резидентам покупать и использовать иностранную валюту для осуществления расчетов, предусмотренных вышеуказанными письмами, в рамках договоров финансовой аренды (лизинга), исполнение обязательств по которым начато до 10.12.2013 г., до прекращения обязательств по данным договорам.

Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 30.12.2013 г. N 31-15.339.

Разрешает субъектам валютных операций – резидентам покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, заключенным с субъектами валютных операций – резидентами на срок свыше 1 года, при условии, что объект финансовой аренды (лизинга) импортного производства был полностью или частично приобретен (получен) лизингодателем у производителя (его официального дилера, дистрибьютора) за счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых банками Республики Беларусь, кредитов (займов) в иностранной валюте (в том числе коммерческих), полученных у нерезидентов.

2.     НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЛИЗИНГУ.

Рассмотрев основные нормативно-правовые акты, связанные с внутренним лизингом, обратимся к нормативно – правовым документам, регулирующим международный лизинг.

Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (именуемая далее – Конвенция УНИДРУА), подписанная 28 мая 1988 г. в г. Оттаве к которой Республика Беларусь, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 N 352, присоединилась в 1998 г. Данная конвенция регулирует вопросы лизинга, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах и эти государства и государство, в котором находится коммерческое предприятие поставщика, являются Договаривающимися Государствами, или соглашение о поставке и соглашение о лизинге регулируются правом Договаривающегося Государства. Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г., и в настоящее время кроме Республики Беларусь к ней присоединились еще восемь государств: Франция (1991 г.), Италия (1993 г.), Нигерия (1994 г.), Венгрия (1996 г.), Панама (1997 г.), Латвия (1997 г.), Российская Федерация (1998 г.) Узбекистан (2000 г.). Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.

В Конвенции УНИДРУА регулируются отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга, определяются права и обязанности сторон. При возникновении вопроса о местонахождении коммерческого предприятия какой-либо стороны, если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, Конвенция УНИДРУА определяет, что таким местонахождением будет являться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующим соглашением и его исполнением, учитывая обстоятельства, которые известны сторонам или подразумеваются ими до заключения этого соглашения или в момент его заключения.

Следующим документом, регулирующим отношения международного лизинга является  Конвенция о межгосударственном лизинге, заключенная в г. Москва 25.11.1998 г. и ратифицированная Законом Республики Беларусь от 09.11.1999 N 309-З, и вступившая в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 года.

   Даная конвенция регулирует отношения между субъектами лизинговой деятельности участниками данной Конвенции. В конвенции даются определения ряду понятий, применяемых в лизинговой деятельности, права и обязанности сторон межгосударственного лизинга, переход рисков между сторонами и другие вопросы в сфере межгосударственного лизинга. На сегодняшний день участниками Конвенции являются Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. Из них для Армении, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана она имеет силу, Украина же ее только подписала.

Следует отметить, что нормы двух последних актов: Конвенции УНИДРУА и Конвенции о межгосударственном лизинге могут быть применены только к лизинговым договорам, носящим интернациональный характер, когда стороны договора лизинга являются  резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям. Учитывая, что таких государств достаточно мало, можно говорить о весьма ограниченном применении обеих Конвенций в  практике международного лизинга.

Еще одним документом, который представляет интерес в области межгосударственного лизинга, и который является дополнением к уже выше изложенным документам, является Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, подписанное 12.10.2005 между Республикой Беларусь, Республика Арменией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан и Украиной в г. Москва. Несмотря на единодушное одобрение текста Соглашения экспертами, в том числе Российской Федерации, Грузии и Азербайджана, этими странами Соглашение до настоящего времени не ратифицировано. 26 декабря 2006 года Соглашение вступило в силу и действует в Республике Армения, Республике Беларусь (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 N 127-З) и Республике Таджикистан.

Несмотря на то, что вышеназванные документы не имеют по большому счету  юридического значения для сделок между резидентами Республики Беларусь, они достаточно интересны в плане детализации отдельных вопросов лизинговой деятельности. Эти документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь, поскольку, согласно ст.6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства.

Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Интересным для международного лизинга является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 29.11.2012) «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (именуемый далее — Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 29.11.2012)). В данном нормативно-правовом акте регулируются вопросы предоставления рассрочки по таможенным платежам при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь. Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенный режим свободного обращения, по заявлению лизингополучателя — резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. С 1 января 2013 года законодатель исключил из перечня, по которому предоставляется рассрочка, таможенные пошлины, поэтому если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по заявлению лизингополучателя — резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка только для уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

За предоставление данной рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки. В Указе Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 09.03.2010) также упоминается про обязанность лизингодателя по возврату предмета лизинга на территорию Республики Беларусь либо прекращению в денежной или не денежной форме обязательств, возникающих в связи с передачей предмета лизинга лизингополучателю — нерезиденту Республики Беларусь. Срок возврата предмета лизинга — не более 90 календарных дней с даты окончания срока лизинга, при этом датой поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь будет являться дата помещения предмета лизинга под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь, или дата оприходования в установленном порядке предмета лизинга, если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится.

Отметим, что при выкупе предмета лизинга, в случае если лизингополучатель – нерезидент не возместил стоимость предмета лизинга в полном размере при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя, необходимо заключение отдельного внешнеторгового договора. В случае, если стоимость предмета лизинга полностью возмещена суммой лизинговых платежей, то заключение такого договора не требуется.

Отметим также, что с 1 января 2013 года законодатель разрешает лизингодателю в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного  лизинга (в том числе в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение предмета лизинга или передачу его в аренду.

Что касается лизинговых платежей, то лизингодатель по международному лизингу обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга. При этом датой поступления денежных средств (лизинговых платежей) считается дата их зачисления на счет лизингодателя в банке Республики Беларусь. Кроме того, с 1 января 2013 года Лизингодатель обязуется обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов, согласно законодательству иностранного государства, и денежных средств, направляемых на оплату обязательств перед банками, в том числе перед банками – нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).

Согласно указа Президента №535 от 29.11.2012 г. вносящего изменения в Указ 465 от 24.11.2009 г. обязанности по возврату предмета лизинга и своевременному поступлению лизинговых платежей будут считаться исполненными в случае полной выплаты страховщиком страхового возмещения по застрахованному риску по договору международного лизинга или принятия одного из следующих решений:

об отказе лизингодателю в признании или принудительном исполнении судебных решений или иных актов, подлежащих принудительному исполнению, в связи с невозможностью их исполнения;

о признании лизингополучателя-нерезидента Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом);

об исключении лизингополучателя-нерезидента Республики Беларусь из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

о конфискации (ином изъятии) предмета лизинга.

Отметим, что изменения, внесенные Указом Президента от 29.11.2012 N 535 в Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465, не распространяется на договоры лизинга, заключенные до вступления в силу данных изменений. Эти договоры действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями Указа.

В развитие положений Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 было выпущено  совместное Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30,04.2009 г. N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга», которое определило  способы не денежного прекращения обязательств при прекращении договора международного лизинга, возникающих в связи с передачей предмета лизинга лизингополучателю — нерезиденту Республики Беларусь. Данным постановлением предусмотрено, что обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подпункте 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. N 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»  сроки могут быть прекращены в не денежной форме путем:

полного или частичного зачета встречных однородных требований по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору и оплате товара (работы, услуги) по иному внешнеторговому договору при их исполнении;

полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между лизингополучателем — нерезидентом Республики Беларусь и иным нерезидентом Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

прекращения обязательств новацией;

предоставления взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.