Изменения в нормативно-правовой базе осуществления лизинговой деятельности в Республике Беларусь в рамках приведения ее в соответствие нормам Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 г. № 99, вступающие в силу с 01.09.2014 г. и планируемые к принятию до конца 2014 г.
Дедков Александр Сергеевич – начальник отдела регулирования лизинговой деятельности Управления регулирования небанковских операций Национального банка Республики Беларусь
1. В рамках принятия мер по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ (далее – Указ) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечено принятие ряда законодательных и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам лизинга:
1) Направлены в Палату Представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс – устанавливается возможность лизинга для физических лиц не для предпринимательских целей, определяются особенности сублизинга, залога предмета лизинга;
2) Внесены дополнения в проект Закона Республики Беларусь по вопросам корректировки Банковского кодекса – в части компетенции Национального банка по регулированию лизинговой деятельности и контролю за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности;
3) подготовлен проект Закона Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс – в части установления справедливых (сопоставимых с налогообложением банковских операций) условий налогообложения лизинга для физических лиц (по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга);
4) предложения по корректировки Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушений в части исключения возможности конфискации транспортных средств, переданных в лизинг, не поддержаны Верховным судом и Министерством внутренних дел. В этой связи предложено вернуться к рассмотрению данного вопроса в 2015 году при подготовке проекта плана законопроектов на 2016 год;
5) Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2014 г. № 766 ”О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и о признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865“ – данным постановлением с 1 сентября 2014 г. определяются административные процедуры, осуществляемые Национальным банком в рамках регулирования лизинговой деятельности; устанавливаются критерии платежеспособности лизинговых организаций (К1 > 1,1; К2> 0,1), признаются утратившими силу Правила лизинга, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865;
6) принято постановление Правления Национального банка от 30 июня 2014 г. № 423 ”Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций“ – определяет порядок включения в реестр лизинговых организаций (далее – реестр) и формы заявлений;
7) принято постановление Правления Национального банка от 1 августа 2014 г. № 495 по вопросам раскрытия информации о деятельности и финансовой состоянии лизинговых организаций;
8) на завершающей стадии согласования находится проект постановления Правления Национального банка ”Об утверждении правил осуществления лизинговой деятельности“;
9) согласовывается с заинтересованными проект постановления Правления Национального банка по вопросам формы отчетности и иной информации о лизинговой деятельности, порядке и сроках ее составления и представления в Национальный банк.
2. Указом Национальный банк с 1 сентября 2014 г. Национальный банк наделяется полномочиями по регулированию лизинговой деятельности.
Национальный банк регулирует лизинговую деятельность путем:
1) принятия в соответствии с Указом и иными законодательными актами нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия осуществления лизинговой деятельности;
2) ведения реестра, включения и исключения (в установленных Указом случаях) лизинговых организаций из данного реестра;
3) осуществления контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности лизинговыми организациями и иными лизингодателями;
4) сбора и анализа отчетности лизинговых организаций. включенных в реестр лизинговых организаций;
5) направления предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок на основании изучения отчетности, иных документов и информации, а также требований о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера лизинговой организации, включенной в реестр;
6) инициирования проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности лизинговой организации, включенной в реестр;
7) направления в суд иска о ликвидации лизинговой организации по основаниям и в порядке, установленным законодательными актами, а также заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) лизинговой организации.
Национальный банк в соответствии с Указом вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам:
1) создания и ведения реестра лизинговых организаций, установления форм заявления и свидетельства о включении лизинговой организации в реестр;
2) правил осуществления лизинговой деятельности;
3) формы, объема и содержания отчетности и иной информации лизинговой организации, а также иностранной организации, осуществляющей в Республике Беларусь через постоянное представительство лизинговую деятельность;
4) объема и порядка раскрытия информации лизинговыми организациями, включенными в реестр.
В рамках регулирования лизинговой деятельности в соответствии с Указом и иным законодательством Национальный банк не уполномочен на:
1) определение порядка и особенностей бухгалтерского учета в лизинговых организациях и при совершении операций в рамках лизинговой деятельности (данные вопросы регулируются Министерство финансов);
2) определение порядка начисления амортизации имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга (вопросы регулируется Министерством экономики совместно с заинтересованными);
3) определение особенностей налогообложения операций по передаче имущества по договорам финансовой аренды (лизинга) (данные вопросы находятся в компетенции Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам);
4) определения порядка и условий оплаты руководителей и иных работников лизинговых организаций (эти вопросы регулируются Советом Министров Республики Беларусь и разъясняются Министерством труда и социальной защиты);
5) установление критериев платежеспособности и иных показателей хозяйственно-финансовой деятельности и устойчивости лизинговых организаций (такие критерии определяются Советом Министров Республики Беларусь);
6) установление нормативов и требований к деятельности лизинговых организаций (по аналогии с нормативами, устанавливаемым в рамках банковского надзора);
7) вмешиваться в оперативную деятельность лизинговых организаций, в том числе путем определения условий заключения отдельных договоров финансовой аренды (лизинга), выбора или оценки надежности лизингополучателя, ограничения предельного вознаграждения (дохода) лизингодателя по конкретной сделке.
Согласно Указу Национальный банк наделяется полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности.
Непосредственно Указом предусмотрен следующий порядок реализации Национальным банком функций контроля за деятельностью лизинговых организаций:
1) проведение проверок по месту нахождения Национального банка на основании изучения отчетности, иных документов и информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от лизинговой организации иных документов;
2) направление по результатам проверок предписаний Национального банка об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок;
3) в случае систематического невыполнения указанных предписаний – направление письменного требования о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера такой лизинговой организации и (или) их заместителей до полного устранения выявленных нарушений;
4) в случае невыполнения указанных предписаний или требований – исключение лизинговой организации из реестра.
Национальный банк также планирует осуществлять контроль за деятельностью лизинговых организаций в форме инспекций (проверок по месту осуществления лизинговой деятельности), в том числе с участием специалистов других подразделений Национального банка и контролирующих органов.
Для обеспечения осуществления указанных контрольных функций в Национальном банке с 1 сентября 2014 года создается отдел контроля небанковских операций.
Следует также отметить, что одной из форм контроля лизинговой деятельности является реализация прав Национального банка на обращение в суд с иском (заявлением) о ликвидации лизинговой организации или признании ее экономически несостоятельной (банкротом). При этом, одним из оснований подачи заявления о банкротстве лизинговой организации является несоблюдение установленных постановлением № 1672 коэффициентов платежеспособности лизинговых организаций.
3. Говоря о компетенции Национального в области регулирования лизинговой деятельности следует обратить внимание на Закон Республики Беларусь от 30 июня 2014 года ”О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения“. В соответствии с данным Законом с 3 января 2015 г. Национальный банк наделяется полномочиями по регулированию вопросов осуществления лизинговыми организациями внутреннего контроля и контролю за соблюдением этими организациями законодательства о ПОД/ФТ.
В настоящее время определяются критерии подозрительности финансовых операций, осуществляемых лизинговыми организациями. А также требования к организации этими организациями внутреннего контроля.
Разъяснения отдельных положений Указа
- 1. О признании осуществления лизинговой организацией лизинговой деятельности на день вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ (далее – Указ).
Указом предусмотрены особенности формирования уставного фонда и сроков включения в реестр для лизинговых организаций, осуществляющих лизинговую деятельность на день вступления в силу Указа (1 сентября 2014 г.). Так, согласно части второй подпункта 1.4 Указа для таких лизинговых организаций установлено поэтапное формирование уставного фонда до минимального значения, эквивалентного 50 тыс. евро. Пунктом 3 Указа для таких лизинговых организаций предусмотрено право осуществления лизинговой деятельности без включения в реестр до 1 марта 2015 г.
В этой требует разъяснения, как определяется и подтверждается факт осуществления лизинговой деятельности на указанную дату.
Согласно абзацу второму подпункта 1.3 пункта 1 Указа под лизинговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях его последующего предоставления за плату во временное владение и пользование лизингополучателю. При этом лизинговая деятельность осуществляется путем заключения договора финансовой аренды (лизинга) и в соответствии с ним договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга.
Исходя из этого фактом осуществления лизинговой деятельности на дату вступления в силу Указа является наличие на 1 сентября 2014 г. заключенных юридическим лицом (в качестве лизингодателя) договоров финансовой аренды (лизинга) и договор купли-продажи (поставки), предусматривающих приобретение имущества для последующей передачи в качестве предмета лизинга по этим договорам финансовой аренды (лизинга).
Следует отметить, что согласно форме заявления о включении в реестр лизинговых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2014 г. № 423 ”Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций“, при указании основных видов деятельности юридического лица отдельно указывается лизинговая деятельность и процент данной деятельности в общем объеме доходов. Эта информация указывается исходя из имеющейся у лизинговой организации наиболее актуальной информации. Таким образом, указание процента лизинговой деятельности в общем объеме доходов в значении, отличном от 0 подтверждает факт осуществления лизинговой деятельности на 1 сентября 2014 г. без необходимости представления копий заключенных договоров финансовой аренды (лизинга) и купли-продажи (поставки) предмета лизинга.
- 2. О необходимости включения в реестр юридических лиц, для которых лизинговая деятельность не является основным видом деятельности.
До принятия Указа юридические лица имели возможность осуществления лизинговой деятельности в качестве одного из видов деятельности, либо заключать договоры финансовой аренды (лизинга) в качестве лизингодателя по мере необходимости в рамках своей основной деятельности. При этом для некоторых юридических лиц лизинговая деятельность не является основным видом деятельности.
Следует отметить, что Указом не устанавливается требование об осуществлении лизинговой деятельности юридическим лицом в качестве основного и исключительного вида деятельности. Со дня вступления в силу Указа юридические лица могут осуществлять лизинговую деятельность как в качестве основного (или исключительного) вида деятельности, так и в качестве дополнительного (сопутствующего, не основного) вида деятельности. Правомочность лизинговых организаций на осуществление иной предпринимательской деятельности, помимо лизинговой деятельности, определяется гражданским законодательством и учредительными документами юридического лица. При этом должны соблюдаться следующие требования и ограничения, предусмотренные Указом:
1) Если юридическое лицо намерено после вступления в силу Указа заключать более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года независимо от общей стоимости передаваемым по ним предметам лизинга или осуществлять передачу в лизинг предметов лизинга на сумму более 10000 базовых величин независимо от количества договоров финансовой аренды (лизинга), по которым они передаются, — такое юридическое лицо обязано обратиться в Национальный банк с заявлением о включении в реестр лизинговых организаций.
2) Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель после вступления в силу Указа заключает в течение года три и менее договора финансовой аренды (лизинга) общей стоимостью менее 10000 базовых величин, такое лицо может осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр.
Необходимо также отметить, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют лизинговую деятельность в соответствии с Банковским кодексом и иным банковским законодательством без включения в реестр в соответствии с Указом.
Следует учитывать, что если индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время лизинговую деятельность намерен осуществлять лизинговую деятельность в качестве основного вида деятельности (более трех договоров финансовой аренды (лизинга) и (или) на сумму предметов лизинга более 10000 базовых величин), то он должен создать юридическое лицо и обратиться в установленном порядке в Национальный банк с заявлением о включении в реестр.
- Осуществление иностранными организациями лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь.
В соответствии с абзацем третьим части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа лизинговую деятельность без включения в реестр вправе осуществлять иностранные организации, осуществляющие лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и международными соглашениями субъекты других стран (иностранные организации) могут осуществлять деятельность с участием резидентов Республики Беларусь в следующих формах:
1) Путем создания на территории Республики Беларусь юридического лица. В этом случае такое юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность подлежит включению в реестр в соответствии с требованиями Указа;
2) Путем осуществления деятельности, которая в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь признается деятельностью через постоянное представительство иностранной организации. Согласно статье 139 Налогового кодекса под постоянным представительством иностранной организации признается:
— постоянное место деятельности, через которое лизинговая организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую или иную деятельность на территории Республики Беларусь;
— организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Налоговым кодексом и официальными разъяснениями не раскрывается значение термина ”постоянное место деятельности“. Вместе с тем, принимая во внимание, что данный термин введен в Налоговый кодекс Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года вместо термина ”обособленное структурное подразделение (учреждение)“, полагаем, что под постоянным местом деятельности может, в частности пониматься, представительство иностранной организации, созданное на территории Республики Беларусь в соответствии со статьей 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Следует отметить, что в соответствии с Указом иностранные организации, осуществляющие через постоянные представительства лизинговую деятельность в Республике Беларусь обязаны в порядке, установленном Национальным банком составлять и через эти представительства направлять в Национальный банк отчетность и иную информацию о лизинговой деятельность. Для этого иностранные организации должны представить в Национальный банк сведения о постоянных представительствах, через которые они осуществляют (намерены осуществлять) лизинговую деятельность в Республике Беларусь. Эта информация представляется после постановки на учет организации или физического лица на налоговый учет в качестве постоянного представительства иностранной организации.
3) Путем осуществления деятельности, которая в соответствии с Налоговым кодексом не признается деятельностью через постоянное представительство. Одной из форм осуществления лизинговой деятельности в данной форме может быть заключение договоров финансовой аренды (лизинга) непосредственно с лицом, имеющим право подписи таких договоров от лица иностранной организации.
Необходимо учитывать, что если деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь не признается деятельностью через постоянные представительства иностранной организации, то на данную деятельность распространяются требования законодательства Республики Беларусь, определяющие порядок ее осуществления (если иное не предусмотрено международными соглашениями, заключенными Республикой Беларусь).
С учетом этого иностранные организации могут осуществлять на территории Республики Беларусь лизинговую деятельность, которая в соответствии с Налоговым кодексом не признается деятельностью через постоянное представительство. Однако при осуществлении данной деятельности на иностранные организации будут распространяться те же требования, условия и ограничения, которые установлены Указом для граждан и юридических лиц Республики Беларусь.
Таким образом, в соответствии с Указом иностранные организации могут осуществлять на территории Республики Беларусь лизинговую деятельность без признания ее деятельностью через постоянное представительство с заключением не более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года и (или) предусматривающих передачу предметов лизинга общей стоимостью не более 10000 базовых величин.
- 4. Действие договоров, заключенных в рамках осуществления лизинговой деятельности, после вступления в силу Указа.
Указом предусмотрено ряд новаций как в части прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе нерезидентов) на осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь, так и в части порядка и условий заключения договоров финансовой аренды (лизинга) и других договоров в рамках осуществления лизинговой деятельности (в частности, договора купли-продажи (поставки) предмета лизинга). В этой связи требует разъяснения порядок исполнения договоров, заключенных до вступления в силу Указа.
В соответствии с пунктом 4 Указа договоры финансовой аренды (лизинга) и договоры купли-продажи (поставки), предусматривающие приобретение имущества для последующей передачи в лизинг в качестве предмета лизинга, не подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Указа и действуют до полного исполнения сторонами всех принятых обязательств.
Это означает следующее:
1) При исполнении указанных договоров стороны должны руководствоваться законодательством о лизинговой деятельности, действовавшим до вступления в силу Указа. При этом к отношениям, возникающим из данных договоров не применяются как нормы непосредственно Указа, так и нормы законодательных актов и иных нормативных правовых актов, принятых в рамках приведения актов законодательства в соответствие с данный Указом.
2) При заключении дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам стороны обязаны руководствоваться законодательством, действующим на дату подписания соответствующих дополнительных соглашений.
3) Предусмотренные Указом ограничения по заключению договоров лизинга юридическими лицами, не являющимися лизинговыми организациями, включенными с реестр, а также индивидуальными предпринимателями (не более трех договоров с год и (или) при сумме предмета лизинга не более 10000 базовых величин) не ограничивают правомочия этих субъектов (как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь) на заключение договоров финансовой аренды лизинга до вступления в силу Указа и не влияют на действительность этих договоров после вступления в силу Указа.
- 5. О сроках подачи заявлений о включении лизинговой организации в реестр.
Национальный банк будет осуществлять прием заявлений (как от действующих лизинговых организаций, так и от новых) с 1 сентября 2014 года. При этом действующие лизинговые организации могут осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр до 1 марта 2015 года.
В этой связи хотелось бы отметить два момента:
1) Учитывая очень ограниченные кадровые ресурсы отдела регулирования лизинговой деятельности (которые отвечает за ведение реестра и рассмотрение заявлений) убедительная просьба не стремиться подавать документы для включения в реестр в первую неделю сентября. В этой связи пожелание предварительно согласовывать со специалистами отдела по телефону дату подачи заявления о включении в реестр.
2) С момента включения лизинговой организации в реестр к ним, согласно Указу предъявляется ряд требований. В частности, требование о раскрытии информации о лизинговой деятельности и финансовом состоянии лизинговых организаций на официальном сайте лизинговой организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Соответствующее постановление в настоящее время проходит обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.
Необходимо учитывать, что указанное требование указа и нормы постановления Правления Национального банка вступают в силу с 1 сентября 2014 г. и обязательны для соблюдения всеми лизинговыми организациями с даты включения их в реестр. Это означает, что с даты включения лизинговой организации в реестр у нее должен быть свой официальный сайт и на этом сайте должна быть вся необходимая информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями инструкции.