Вопрос 1. Вправе ли бюджетная организация в рамках приносящей доходы деятельности заниматься лизинговой деятельностью — быть лизингодателем?

Да, бюджетная организация в рамках своих полномочий в части осуществления хозяйственной деятельности, приносящей доходы, (если ее правоустанавливающими документами (локальными нормативными правовыми актами) или прочим законодательством, регулирующим исключительно деятельность бюджетных организаций не предусмотрена невозможность осуществления такой деятельности и не предусмотрено), в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» может осуществлять лизинговую деятельность без включения реестр лизинговых организаций Национального банка Республики Беларусь при условии заключения не более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин. Для осуществления лизинговой деятельности с превышением данных ограничений по количеству договоров и стоимости предметов лизинга организации придется включиться в реестр лизинговых организаций Национального банка с выполнением всех требований, предусмотренных действующим законодательством для лизинговых организаций (в части минимального размера уставного фонда, раскрытия информации, предоставления соответствующей отчетности).

 

Вопрос 2. Вправе ли бюджетная организация, которая не занимается приносящей доходы деятельностью, приобрести имущество в лизинг (например, приобрести в лизинг служебный автомобиль за счет бюджетных средств)?

Да. Так как статья 636 «Договор финансовой аренды (лизинга)» Гражданского кодекса Республики Беларусь (с учетом дополнений и изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 31.12.2014 г. № 226-З) больше не содержит указания на использование предмета лизинга исключительно в предпринимательской деятельности лизингополучателя, то бюджетная организация, которая не занимается приносящей доходы деятельностью вправе приобрести имущество в лизинг, в том числе автомобиль, который будет использоваться в качестве служебного, и осуществлять оплату лизинговых платежей за счет бюджетных средств в рамках своих полномочий, установленных локальными нормативными правовыми актами бюджетной организации (Устав, Решение Учредителей и т.п.). Учитывая, что нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь, не содержат ограничений, затрагивающих формирование смет расходов по бюджетным средствам, то бюджетные организации могут заложить расходы, связанные с уплатой лизинговых платежей, в смету расходов по бюджетным средствам, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, регулирующим деятельность бюджетных организаций или локальными нормативными правовыми актами таких организаций. Если по договору лизинга предмет лизинга будет возвращен обратно лизингодателю, то расходы, понесенные бюджетной организацией по уплате лизинговых платежей должны учитываться по тем же статьям, что и в случае реализации договора лизинга, завершившегося выкупом предмета лизинга лизингополучателем, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, регулирующим деятельность бюджетных организаций или локальными нормативными правовыми актами таких организаций.

Вопрос 3. Вправе ли бюджетная организация, которая занимается приносящей доходы деятельностью, приобрести в лизинг имущество, используемое в указанной деятельности (т.е. использовать на приобретение объекта внебюджетные средства)?

Да, вправе, если наличие таких ограничений не предусмотрено локальными нормативными правовыми актами таких организаций (Устав, и т.п.). В соответствии с п. 2 Правил осуществления лизинговой деятельности (утвержденных Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 г. № 526) (далее — Правила) «лизингополучатель – юридическое или физическое лицо, которому в соответствии с договором лизинга предоставляется во временное владение и пользование предмет лизинга».

В соответствии с пунктом 7 Правил: «По договору лизинга предмет лизинга предоставляется лизингополучателю — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей.»

Таким образом, бюджетная организация, которая занимается приносящей доходы деятельностью, вправе приобрести в лизинг имущество для использования в указанной деятельности, так как каких-либо ограничений, связанных с использованием для оплаты лизинговых платежей внебюджетных средств, получаемых организацией, действующим законодательством, регулирующим осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь не предусмотрено. Таких ограничений не предусмотрено и нормами Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 N 641 (далее — Положение N 641), которое не запрещает приобретения в лизинг имущества. Так как в данном случае предмет лизинга будет использоваться для получения дохода, то лизинговые платежи будут относиться к расходам по осуществлению приносящей доходы деятельности, подлежат раздельному учету (от расходов бюджетной организации по выполнению функций и решению государственно значимых задач, определенных законодательством) и должны финансироваться за счет внебюджетных средств в соответствии с пунктом 10 Положения N 641. Основанием для осуществления расходов внебюджетных средств являются сметы доходов и расходов внебюджетных средств, составляемые в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, что определено пунктом 20 Положения N 641.